Когда неприятель двигался навстречу, разведчики скакали кругами и сигнализировали остальным, что опасность совсем рядом. Среди многих племен равнин разведчика или лазутчика называли "волком". Обнаружив врагов, он возвращался и выл, чтобы дать знать своим людям, что "волки" возвращаются с новостями. Он как-бы говорил:"Мы, волки, приближаемся и поведаем вам кое-что",- и такие действия были совершенно понятны всем, кто слышал этот вой. Как только разведчики давали о себе знать, отряд сооружал небольшой холмик из земли или из бизоньих лепешек, и все рассаживались полукругом чуть позади его. Подходили разведчики, трусцой пробегали четыре-пять кругов вокруг холмика и тоже усаживались рядом, с другой его стороны и лицом к товарищам. Набивалась трубка и передавалась им, при этом высказывалось предостережение, что сделанное ими донесение должно быть правдивым и точным. Разведчики курили и докладывали об увиденном, торжественное раскуривание в этом случае являлось подтверждением истинности их заявления. Когда все было сказано, весь отряд усаживался в круг и пел песню, которой их специально обучал жрец перед походом. Подобного рода церемония пропускалась, если враг находился поблизости. Обычной частью несложной стратегии, практикуемой не только Шайеннами, но и другими племенами прерий, была высылка вперед небольшого отряда на лучших конях, перед которым ставилась задача атаковать врагов и, выманив их, вынудить ринуться в преследование, приводившее в конечном итоге в ловушку. Иногда этот план удавался, как, скажем, в одном двух случаях известных поражений белых кавалеристов - у форта Фил Кирни в 1866 году. Но чаще прятавшиеся в засаде не в силах были сдержать своего пыла, выскакивали на открытую местность, тем самым обнаруживая себя слишком рано, прежде чем военная хитрость сработает. Отряд, возвращающийся с войны с победой - с захваченными лошадьми, убивший врага или засчитавший "ку" и не потерявший ни одного воина - недалеко от родного селения останавливался и принимался за приготовления к въезду в лагерь. Здесь они чаще всего раскрашивали свои накидки, и само это место называли "где -раскрашивали -военные-накидки". Подрезались и выравнивались края бизоньих накидок, а также заготавливались полоски волчьей шкуры в два дюйма шириной, и кто-либо из участников военной партии, у кого уже была ранее таким образом украшена накидка, приглашался и обшивал накидки этими полосками. Другому воину велели забить бизона, и когда это удавалось, он вырезал большой кусок шкуры и брал одну из толстых кишок животного. Последнюю он связывал с одного края и, наполнив ее свежей кровью, тащил и шкуру и кишку в лагерь. В землю по диаметру в три фута втыкали палки, разветвляющиеся в верхней части, и на них насаживали бизонью шкуру свежей стороной кверху, предварительно проделав в ней по периметру несколько дырок. Таким образом, получалось некое подобие котла или сосуда, в который и выливалась кровь. Затем нарезали в пучки стебли дикой ржи, связывали их и поджигали. Пепел, получившийся при их сжигании, бросали в кровь, и всю смесь руками тщательно перемешивали. Пепла добавляли до тех пор, пока жидкость не становилась достаточно темной. Нанеся пробный мазок и убедившись, что краска высыхала и не теряла своего цвета, можно было готовить накидки к раскраске. Такой способ давал хорошего качества черный краситель. Накидки, которые предстояло раскрасить, расстилались на земле, и короткой палочкой, использовавшейся в качестве линейки, или же просто пальцем, смоченным в крови, с внутренней стороны от одного края к другому наносились прямые параллельные линии, а в промежутках между ними рисовали следы волков, лисиц, кроликов или медведей. Так как Шайенны одевали накидки так, что голова оказывалась на левом боку, а хвост - на правом, линии, начерченные поперек шкуры, получались вертикальными, когда накидку одевали. ...>>Далее

Hosted by uCoz