Перед самим стартом отряда его члены по минимуму запасались пищей, приводили в порядок личное оружие и отбирали лучшие мокасины. Бывало, ночью перед выходом из лагеря они ходили вокруг селения, останавливаясь у некоторых палаток и распевая волчьи песни. Иногда вместе с воинами шагали и женщины - в основном родственники юношей. Из палаток, перед которыми они останавливались, часто выносили небольшие подарки - мокасины, табак, стрелы, маленькие упаковки с порохом, немного пуль или капсюлей. В назначенный день вождь, один или с одним-двумя товарищами, пешком покидал лагерь; позже, в течение дня, причем в различное время, выступали остальные члены партии. Все вместе они встречались до наступления темноты и разбивали совместный лагрерь. Каждый человек нес свои личные принадлежности - оружие, пищу, одежду, накидку и веревку. В обычае было брать в поход собак, которые несли часть вещей на себе, особенно, лучшие мокасины. Груз привязывали на спину животным точно так, как и лошадям. Пищей в походе служило сушеное мясо, завернутое в листья или растертое в порошок. Но его старались использовать лишь в случае крайней нужды, обычно довольствуясь мясом животных, которых удавалось забить по пути. Вождь военной партии с трубкой шел впереди остальных, следовавших в один ряд за ним, причем без приказа никто не выходил вперед. Когда на ночь ставили лагерь, трубка церемониально набивалась, зажигалась и предлагалась небу, земле и четырем основным направлениям. Вождь посвящал юношей в премудрости боя и разъяснял, что им нужно делать во время набега. Все ели, курили и иногда пели песни или же молились. Но в это время они уже редко совершали жертвоприношения. Потом все укладывались спать, а предводитель пел про себя священные песни, в которых молился об удаче и мудрости. В это же время он иногда мог давать какие-то обеты, о которых никому ничего не говорил до тех пор, пока не наступал час идти в бой. Вождь никогда ничего не просил, ни воды, ни пищи, ни помощи в чем-либо,- товарищи должны были сами предлагать ему свои услуги; его приглашали поесть или попить. Тем не менее, не далее как в первой половине прошлого века встречались Шайенны, не подчинявшиеся этим древним обычаям. Старый Желтый Волк (убитый на Сенд-Крик в 1864 году) никогда не доверял подобной практике и отказывался следовать ей, он всегда обслуживал себя сам. В 1828 году Желтый Волк, захватив большой табун лошадей, принадлежащий Команчам вождя Бизоньего Горба, заявил своим юношам, что не желает следовать привычным обычаям вождя, как в этом походе. Он никогда не носил трубку. "Эти обряды,- говорил он,- вынуждают нас избегать слишком многих вещей. И случись так, что мы что-либо не так сделаем, нужно будет непременно возвращаться обратно. Поэтому отныне я буду ходить за водой и готовить пищу сам себе подобно любому из вас. И я хочу, чтобы вы с этой минуты забыли, что я предводитель отряда". Желтый Волк был великим вождем и стратегом. Он очень редко или почти не ходил на войну за скальпами, а прославился как известнейший угонщик лошадей. Также он очень хорошо ловил диких лошадей и пригнал множество коней от Кайова и Команчей. Похоже, этот человек всегда знал, где Команчи в зависимости от сезона разбивали свои лагеря, и выступал, чтобы пригнать от них лошадей. Подобным же образом и Лосиная Река, тоже известный конокрад, отказывался от соблюдения такого рода церемоний. В старые времена предводителям военных отрядов запрещалось снимать шкуру или разделывать любое животное, которое удавалось убить. ...>>Далее

Hosted by uCoz