Для удобства в этом случае использовали сосуд, называемый histah'hevik'uts, что переводится как "околосердечная сумка", т.е. перикард. Он представлял собой хорошо очищенный, ровный шест длиной шесть футов, разветвленный на одном конце. Размягченный перикард быка бизона крепился к обручу, оставаясь таким образом открытым в вехней части, а обруч в свою очередь привязывался четырьмя тесемками к ответвлениям шеста. Противоположный конец шеста был заострен, и когда сосудом не пользовались, палку обычно втыкали в землю. Один из молодых воинов, сбросив леггины и накидку, в случае надобности брал этот ковшик, бежал к ручью, набирал в него воды до краев и быстро возвращался обратно к "военной" палатке, где предлагал попить сначала вождю, а затем и всем остальным воинам. Чтобы все могли напиться, юноше иногда приходилось несколько раз бегать к ручью и назад. Когда отряд был многочисленным и ставил несколько палаток, юноша обходил все их, предлагая воду каждому воину. Подобного рода сосуд мог нести лишь один из участников набега, и изготовлялся он с соблюдением целого ряда церемоний и табу. Прежде чем сделать эту сумку, юноша должен был получить соответствующие наставления от человека, ранее уже носившего такой сосуд. Считалось, что его владельцу, которого называли не иначе как sihivik'otumsh, т.е. "носитель перикарда", на тропе войны всегда сопутствуют успех и особое покровительство духов. Когда военный поход заканчивался с успехом, и воины возвращались в селение, убив одного или нескольких врагов, носитель перикарда во время пляски, приуроченной победному возвращению партии, бывало, отправлялся с сосудом к ручью, набирал воды и обходил с ним всех участников военного отряда. Хозяин такого ковша обязан был первым подниматься на рассвете, чтобы принести в лагерь воды своим товарищам до их подъема. И во время путешествия, если вдруг отряд подходил к ручью, юноша с сумкой выезжал вперед, набирал воды и подносил ее предводителю. Существовало несколько типов приспособлений подобного рода. Одни из них украшались вороньими перьями, которые привязывались к кончикам разветвлений, служивших в данном случае ручками всей конструкции. Сама сумка привязывалась не к вилкам шеста, а к противоположному, толстому его концу. Чуть выше разветвления на стволе делалась выемка (она называлась "волчьей тропой"), и от нее к нижнему краю сумки привязывалась тетива. С толстого конца шеста свисали четыре тесемки, удерживающие обруч с перикардом. На палке примерно посередине была вырезана фигурка волка, а в верхней части - круг, изображающий солнце, и над ним полумесяц - луну. Тетива служила для того, чтобы подшутить над кем-либо из отряда, у кого возлюбленная сбежала от него в селении. В этом случае юноша, предлагавший воду неудачнику, мог дернуть за тетиву, так что сумка переворачивалась, и вода выплескивалась в лицо пьющему. Были другие разновидности сумок с палками, когда от тетивы к кончикам разветвлений привязывались еще и сухожилья, а на самих разветвлениях закреплялись еще и бизоньи хвосты. Существовали шесты с четырьмя ответвлениями и орлиными перьями, с полосками выдровой и волчьей шкуры на их концах, а также шесты без ответвлений вовсе. Юноша, желая приобрести одну из таких сумок, набивал трубку и отправлялся на поиски человека, который был хорошо знаком с процессом изготовления конкретного типа этих сумок. Он предлагал старшему товарищу трубку и обращался со словами: "Друг мой, сжалься надо мной; я хочу, чтобы ты помог мне сделать "околосердечную сумку". Иногда приходилось очень долго и упорно просить мастера о наставлениях, протягивая к нему руки и уговаривая помочь. Все необходимое для этого делалось во время военного рейда. ...>>Далее

Hosted by uCoz