Таким образом, мотивами, побуждавшими Шайеннов к войне, были стремление заслужить славу, желание преумножить свою собственность, а также страстное стремление отомстить за ранее нанесенное оскорбление. И все же основной движущей силой была любовь к сражениям, которая прививалась с самого раннего возраста. Ведь еще с юных лет подростков воспитывали так, что они жаждали добиться похвалы родителей, а ее проще всего можно было заслужить, успешно сражаясь с недругами. А высочайшей наградой, какую Шайенны когда-либо знали, являлось одобрение всего народа. Шайенны круглый год вели активную жизнедеятельность, и даже в суровую зимнюю пору мужчины обычно нередко отправлялись на охоту, преследовали бизонов, а иногда и выходили на тропу войны. Поздняя зима и ранняя весна фактически считались едва ли не лучшим временем для пеших военных походов с целью захвата лошадей. Причина здесь очевидна, ведь в это время года после долгой изнурительной зимы пони были тощими и едва ли способными нести всадников в многодневном переходе. А небольшой отряд налетчиков, хорошо подготовившийся и со множеством свободных лошадей имел неоспоримые преимущества над преследователями, чьи кони теряли силы задолго до того, как настигали воров. Партии, возвращающиеся из подобного рода экспедиций, часто заявлялись в лагерь, когда набухщие почки хлопковых деревьев вот-вот готовы были лопнуть. И поэтому бытовала практика использования этих коричневых, покрытых смолой почек в качестве красителя, чтобы записывать свои подвиги на рубахах, нанося рисунки, которые не стирались длительное время. В таких случаях говорили: "Я разрисовывал свою рубаху семь раз по весне", что буквально можно понимать как:" Я семь раз ходил пешком на войну". Еще один обычай раскраски рубах будет описан ниже. Говорят, что в старые времена, примерно около 1850 года, почти все военные партии выходили пешими. И, как правило, все они ставили перед собой цель угнать лошадей. Потом со временем, когда походы производились, чтобы атаковать вражеский лагерь и убивать чужаков, отряды ехали верхом на лошадях. И во время общеплеменных выступлений против врага все продвигались верхом. В пеших отрядах носителями военной трубки, т.е. предводителями, как правило, являлись мужчины средних лет; юноши очень редко решались на подобный шаг, довольствуясь обычно получаемым опытом старших товарищей и ожидая того дня, когда они сами рискнут нести трубку. Проходило, может, несколько лет, и воин решал, что уже время и ему нести трубку войны, т.е. впервые повести отряд на врага. Он созывал к себе в палатку нескольких стариков, опытных в военных делах, предлагал им трубку и просил помочь. Когда старший из приглашенных принимал трубку, хозяин объяснял, что хочет повести отряд в военный набег, а поэтому просит совета и пояснений, как и что ему делать, чтобы вернуться с победой. Обычно ему рекомендовали сделать подношение магическим стрелам. Наиболее почитаемой вещью, которую можно было предложить стрелам, считались хвостовые орлиные перья, но чаще все же подносили одеяла, отрезы ткани или ситец. Покурив со стариками, юноша брал бизонью накидку, надевал ее шерстью наружу и вместе с подарком для стрел и наполненной трубкой выходил из палатки. Плача и причитая, да так громко, что слышно было на другом конце селения, он направлялся к палатке магических стрел, сжимая в руках трубку вместе с подношениями. Шел он очень медленно и перед самым входом в палатку останавливался и снова громко причитал. Бывало, что хранитель стрел в это время сидел у кого-то из соплеменников в лагере; тогда ему передавали, что какой-то человек направляется к палатке стрел, и хранитель прощался и уходил, чтобы принять гостя. ...>>Далее

Hosted by uCoz